В начало Русская канарейка Канароводы Пение

Канареечная лирика... Новости

Словарь Карта сайта Форум



Рубрика: Пение
Птицы и музыка

Птицы и музыка Наталья Каменева, 13.06.2009 Ива склонилась и cпит И кажется мне, соловей на ветке — Это ее душа. Басё solovei.jpg Эта статья — маленькое путешествие в мир звуков и образов, связанных с птицами. Я расскажу о том, как птицы реагируют на музыку, а также о музыкальных инструментах, которые с этим связаны. Для начала обращусь к трем удивительным историям. Первая из них произошла лет 15 назад и впервые вызвала у меня интерес к этой необыкновенной и редко затрагиваемой теме. Тогда я только начинала серьезно заниматься музыкой. В самом начале лета наша семья приехала на дачу под городом Пущино возле Оки. В первый же день мы отправились на речку — смотреть на закат. Это был теплый летний вечер, в ивовых кустах у самого берега пели соловьи. Как-то особенно радостно было снова окунуться в летнюю жизнь, далекую от городских забот. Меня попросили сыграть на флейте «Мелодию» Глюка из оперы «Орфей». И я стала играть, глядя прямо на заходящее солнце. Казалось, что сама музыка растворяется в природе, и что солнце общается со мной, или я играю для него. С последними лучами угасли и звуки мелодии. Это казалось волшебством, все вокруг наполнилось ощущением чуда. И оно случилось! Не помню, как это произошло, но вдруг я обратила внимание, что один из соловьев поет совсем близко. Мне так захотелось рассмотреть его! Но они хорошо умеют прятаться! Я попробовала издать один звук на флейте. А соловей вдруг затих, словно прислушался, а потом что-то чирикнул, как будто попытался повторить услышанное. Я снова сыграла что-то. И он опять затих. А потом его пение раздалось уже ближе. У нас началась перекличка. Это было очень увлекательно! Он садился все ближе и ближе, повторяя звук за звуком, но увидеть чудесного певца так и не удалось, потому что, как всегда, надо было идти домой. Я жалела, что так и не смогла узнать, чем бы закончилась наша перекличка, потому что такие чудеса происходят, может быть, раз в жизни. Но что удивительно, недавно в мифе об Орфее я обнаружила такие строки: «Однажды ранней весной, когда на деревьях пробивалась первая зелень, сидел великий певец на невысоком холме. У ног его лежала его золотая кифара. Поднял ее певец, тихо ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивного пения. Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла она и влекла к певцу, что вокруг него, как зачарованные, столпились дикие звери, покинувшие окрестные леса и горы. Птицы слетелись слушать певца. Даже деревья двинулись с места и окружили Орфея; дуб и тополь, стройные кипарисы и широколистые платаны, сосны и ели толпились кругом и слушали певца; ни одна ветка, ни один лист не дрожал на них. Вся природа казалась очарованной дивным пением и звуками кифары Орфея». Так неожиданно миф встретился с реальностью. Значит, К. В. Глюк написал великую мелодию, раз ей так заслушался соловей! А, может быть, птицы очень любят музыку? Спустя лет десять после этого события я шла со своими детишками через лес на железнодорожную станцию, которая находилась неподалеку от города Сергиев Посад. Мы очень торопились, бежали, чтобы не опоздать на поезд. По дороге мое внимание привлек человек, который совсем никуда не спешил и шел как-то легко и свободно, наслаждаясь природой вокруг. Так случилось, что мы разговорились. Он мне рассказал, что когда гуляет в лесу, то любит свистеть — и птицы откликаются своим пением на эти звуки. Он с ними таким образом общается. Я, конечно, сразу вспомнила своего соловья. Значит, моя история не была случайностью?! Я задумалась. Совсем недавно еще одну подобную историю рассказала мне Мария Мурадова, композитор, выпускница колледжа, а ныне студентка МГК. Как-то весенним вечером она сидела в классе в Мерзляковке, играла на фортепиано и сочиняла романс, начинающийся словами «Отзывается эхо не скоро» — про рождение эха. За окном пели птицы. И Маша, решив включить в романс их пение, стала выбирать, на какой высоте это лучше сделать. Они пели фа-диез – ре. Маша попробовала сыграть соль-диез – ми, и тут же обратила внимание на то, что птичка за окном запела на тон выше. Потом снова фа-диез – ре, и птичка опять откликнулась. И так по разным нотам: птичка все повторяла и повторяла за ней… Вот такие три похожие истории. Они вызвали во мне желание узнать об общении человека и птиц побольше. И выяснилось, что все это не является исключением. Уже издавна люди держали дома птиц и обучали их пению. Традиция, связанная с канарейками, существует с того времени, когда мореплаватели привезли их с Канарских островов. Людям так понравилось пение этих маленьких птичек, что они стали заниматься их flowers_bird.JPGразведением. И так случилось, что во всех странах канареек обучали пению по-разному. В России — при помощи лесных птиц, овсянок, соловьев и других. Для этого был выработан специальный способ обучения: клетку с птицей накрывали темной тканью, а рядом сажали пернатого «учителя». Он исполнял свою песню, а канарейка слушала и перенимала все его приемы и мелодии. Таким образом, сложилась порода канареек русского овсяночного напева (http://www.rus-canary.ru/penie04.html — здесь можно послушать примеры их пения). В Европе, в некоторых областях, птиц обучали при помощи небольших флейт и органчиков, поэтому там сложился совершенно другой напев — тирольский дудочный, он отличался от овсяночного наличием более низких звуков, а порода канареек получила название «гарцский роллер» (http://www.youtube.com/watch?v=qD43YtJhd08&featu — здесь можно послушать пение гарцского роллера). Обучение птиц ведется до сих пор, проводятся соответствующие конкурсы канареек по пению, где жюри оценивает качество исполнения разных колен. Эта традиция пришла еще из 19 века. Дома держали и обучали пению также и соловьев, снегирей, скворцов, щеглов и многих других певчих птиц. Но их, в отличие от канареек, уже рождавшихся в неволе, к сожалению, отлавливали. Все эти традиции нашли свое отражение в литературе, поэзии, живописи, музыке. Можно вспомнить героя оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта» — Папагено, который был птицеловом и приманивал птиц при помощи дудочки. А для поэта Э. Багрицкого ловля и содержание птиц было хобби, и он даже посвятил этому стихотворение под названием «Птицелов». Вот его фрагмент: «…И вытаскивает Дидель Из котомки заповедной Три манка — и каждой птице Посвящает он манок. Дунет он в манок бузинный, И звенит манок бузинный, — Из бузинного прикрытья Отвечает соловей. Дунет он в манок сосновый, И свистит манок сосновый,- На сосне в ответ синицы Рассыпают бубенцы. И вытаскивает Дидель Из котомки заповедной Самый легкий, самый звонкий Свой березовый манок. Он лады проверит нежно, Щель певучую продует, — Громким голосом береза Под дыханьем запоет. И, заслышав этот голос, Голос дерева и птицы, На березе придорожной Зяблик загремит в ответ…» Красивое стихотворение! В нем очень хорошо описана ситуация, когда птицы откликаются на звуки разнообразных дудочек. Но для меня невыносима мысль, что живое существо, которое должно быть свободно и хочет летать, ловят и держат в клетке. Из-за этого, например, как описывает И. Тургенев, в рассказе «О соловьях», ухудшился напев курских соловьев, потому что они, как и другие птицы, перенимают свои напевы и учатся у взрослых опытных певцов, а тех отловили. Есть, конечно, в искусстве и образ противоположный — свободной поющей птицы, как образ прекрасного или окрыленной Души. Таковы сказки Г. Х. Андерсена — они очень человечны: «Ромашка слушала пение жаворонка, и ей казалось, что в его громких, звучных песнях звучит как раз то, что таится у нее на сердце». Конечно, примеров можно найти множество. Но это уже другая история… Вернемся к первоначальной теме и обратимся к музыкальным инструментам, которые использовались и до сих пор применяются для обучения птиц мелодиям. Федор Федорович Некрасов, мастер-реставратор из Музея музыкальной культуры им. Глинки, рассказал мне об очень маленьких блок-флейтах. Те, которые он видел, относятся, скорее всего, к XVIII и XIX векам и изготовлены из дерева или слоновой кости. Они приблизительно на октаву выше сопрановых, и настроены, как правило, по пентатонике. Так как у них небольшой размер, то места хватает только для 4–5 дырочек, а то и меньше. Они хранятся в коллекции Петербургского музея музыкальных инструментов (на экспозиции, к сожалению, их нельзя увидеть). Еще одну флейточку для птиц продемонстрировала мне Анна Стрельникова, студентка 4-го курса МГК, музыкальный эксперт «Конкурса русской канарейки» в Москве. Этот современный инструмент, сделанный мастером В. М. Богатыревым из Павлова-на-Оке, используется для обучения канflute.jpgареек овсяночному напеву. Невероятно маленького размера дудочка, по длине приблизительно с черную клавишу фортепиано, сделана из металла, и на ней всего две дырочки. Звук очень пронзительный, высокий, как и у канареек. Здесь можно послушать запись беседы с А.Стрельниковой об этой флейте и традициях обучения птиц. Рассказ начинается с описания «колен» в песне канареек, а я пробую сыграть их сыграть так, как это делают канароводы. Здесь – продолжение рассказа об обучении птиц в России. Кроме флейт, существовали и другие инструменты для обучения птиц мелодиям — небольшие органчики-шарманки. Один из них мне показал Ф. Ф. Некрасов. Этот инструмент из частной коллекции сделан в XIX веке, скорее всего во Франции, и сейчас находится в процессе реставрации. Снаружи органчик выглядит, как небольшая деревянная коробочка с ручкой — все, как у обычной шарманки. Внутри расположены 10 маленьких оловянных трубочек, как у органа. Они очень высоко настроены, в той октаве, в которой должна петь птица — скорее всего в третьей, судя по длине трубочек, а, может быть, и в четвертой. Ручка вращается, и звучат 8 мелодий, записанных на валике. organchik.jpg Собирая этот материал, я узнала много нового о птицах, их пении и об удивительной традиции их обучения. Это навело меня на размышления о том, какой же звуковой фон сопровождал людей прошлого, какой звуковой опыт был у композиторов. У В. А. Моцарта, например, жил скворец. Думаю, им очень интересно было вместе, потому что именно скворцы обладают потрясающей способностью к подражанию самым разнообразным звукам. Моцарт его очень любил и написал стихотворение на его смерть: Здесь мирно спит скворец, Шальной певец. В свои младые годы, Познав невзгоды, В расцвете, полон сил, Он вдруг почил. Друг! У могилы сей Слезу пролей. Он верным другом был, Хоть и шалил. Скворец певцом был славным И благонравным, Но пробил смертный час, И он угас. Теперь он в лучшем мире, И я на лире Хвалу ему пою, А он, в раю, Мне шлет привет прощальный За то, что я, печальный, Здесь в меру сил своих Слагаю этот стих. Вена, 4 июня 1787 (Перевод А. Розинкина). Если сейчас люди стремятся заполнить пространство телевизором, радио, музыкой, то тогда, когда еще не существовала звукозапись, дом наполнялся пением птиц. Есть современные исследования о том, что пение птиц обладает исцеляющим воздействием. Думаю, что каждый человек, соприкасаясь с природой, слушая, вслушиваясь в звуки леса, может ощутить это. Кроме того, есть интересное исследование ученого из Венгрии Петера Сёке: он проигрывал «птичьи песни» в замедленном темпе, и оказалось, что они состоит из мелодий, очень похожих на народные. Наше ухо их не распознает, но почему-то эти звуки вызывают большое волнение в человеке. Наука, которая изучает данную область, получила название «музыкальная орнитология». Пению птиц посвящено много литературы. В том числе можно найти и работы, рассматривающие его, как язык общения, язык эмоций — а это и есть Музыка! Птицы просто поют, и не надо быть большим знатоком, или мудрецом, обладать деньгами и богатством, чтобы окунуться в этот прекрасный, чарующий своей красотой мир. Наталья Каменева (Галанкина),выпускница колледжа, студентка Московской консерватории Список литературы и сайтов, которые были использованы в этой статье и служили источником вдохновения. А. Э. Брэм. Жизнь животных. Том 2. Птицы. Энциклопедия «Жизнь животных». Том 5. Птицы. Морозов В. Занимательная биоакустика: рассказы о языке эмоций в мире животных и человека. М.: Знание, 1983 — книга посвящена языку общения, в ней есть глава об обучении птиц пению. В. А. Моцарт. Полное собрание писем. 2006 г. И. Тургенев. Очерк «О соловьях» — о курских соловьях и о коленах в их песнях. Г.-Х. Андересен. Сказка «Соловей» и другие его сказки, наполненные добром, светом и состраданием. О. Уайльд. Сказка «Соловей и роза» — сказка о любви. Ю. Дмитриев. «Таинственный ночной гость» — замечательные рассказы о животных для детей, наполненные необыкновенной, светлой и бережной любовью к миру и ко всем живым существам. М. А. Сапонов. Менестрели — на стр. 88–89 о средневековом жонглерском номере с имитацией пения птиц. http://s-francesco.narod.ru/16.html — удивительная история о том, как Франциск Асизский проповедовал птицам http://www.goldentime.ru/hrs_text_004.htm — в этой статье очень интересный фрагмент об исследованиях птичьего пения венгерского ученого П. Сёке и о музыкальной орнитологии http://www.zvukilesa.ru/category/golosa-ptic/ — о языке птиц http://www.shumkar.ru/library/afk_pp/afk_pp_002.php — А. Ф. Ковшарь. «Певчие птицы» http://www.shumkar.ru/library/afk_pp/afk_pp_042.php — об обучении снегиря http://shriyantra2007.narod.ru/lib/nature002.htm — Т. Абрамова. Когда поют птицы – болезни уходят http://www.sakhalin.ru/boomerang/sea/fakt21.htm — о разнообразии и классификации звуков, издаваемых птицами http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3112929/ — о курских соловьях http://www.oryol.ru/material.php?id=1436 — о соловьях тургеневского края О канарейках: http://www.rus-canary.ru/penie04.html — сайт о русской канарейке, примеры пения http://www.all4pet.ru/bird_pubs/detail/118/1671.html — о том, как научить канарейку петь http://kanareika.net/1.htm — история канароводства http://yellowbird.ru/69Vospytanye_pevchyh_kanareekchast_1/ — о воспитании певчих канареек http://www.bethowen.ru/birds/articles/detail.php?SECTION_ID=279&ID=2034 — о двух канароводах Труте и Генрихе Зейферте, которые достигли наибольших успехов в обучении канареек http://rusmybb.5bb.ru/viewtopic.php?pid=120 — статьи о канароводах из г. Павлово-на-Оке и о конкурсе канареек в Иваново



Наш телефон: +7-903-225-47-79
e-mail: kenarfond@yandex.ru