В начало Русская канарейка Канароводы Пение

Канареечная лирика... Новости

Словарь Карта сайта Форум



Рубрика: Пение
Статья А.Янковского "Кризис русской певчей канарейки"

Кризис русской певчей канарейки овсяночного напева.
«Кто имеет уши слышать, да слышит!». Из Евангелия от Матфея (гл. 11, ст. 15; гл. 25, ст. 30).
1. О кризисе.
2. О московском ходе, сверхзадаче, повторе.
3. О гармонии.
4. О частотах, на которых поёт наша канарейка и обертонах.
5. Спектральные частотные характеристики и их краткое описание.
6. Заключение.


1. О кризисе.
Здравствуйте дорогие друзья канароводы! Публикуя эти строки, я не преследую цель кого-то здесь обидеть или унизить или что-то сломать. Просто я хочу высказать свою точку зрения, сформированную за последние годы наблюдений за происходящими событиями в нашем канароводстве. Это моё субъективное, никому не навязываемое мнение, которое может совпасть с другими или войти в противоречие.
Ни для кого не секрет, что русская певчая канарейка ОВСЯНОЧНОГО НАПЕВА находится в состоянии ГЛУБОКОГО КРИЗИСА, длящегося не один десяток лет, чего не скажешь о цветном канароводстве, где происходит явный подъём благодаря усилиям клуба, возглавляемого Бакуняевой Ярославой, сплотившей вокруг себя талантливых людей.
Давайте проанализируем, что же происходит с русской певчей канарейкой ОВСЯНОЧНОГО НАПЕВА.
Не будем ворошить исторические корни, уходящие в прошлый век , когда пришли к власти в руководстве московского клуба любителей канареек люди, не имеющие ни малейшего понятия, что такое ГАРМОНИЯ, ОБЕРТОНЫ и т. д., подчинившие себе большинство и ставшие навязывать свою волю и свои вкусы в песню русской канарейки ОВСЯНОЧНОГО НАПЕВА большинству любителей этой прекрасной птицы.
Главным приоритетом стал «постулат»: чем больше набор колен в песне, тем лучше, птица больше получит баллов на конкурсе и будет выше место, а, следовательно, дороже можно продать конкурсного певца. А такие понятия красоты как гармония, обертоны, были растоптаны, распяты и преданы забвению. Любые другие мнения воспринимались в штыки и не имели право на существование. Полная диктатура и деспотизм. И так уже длится не один десяток лет.
Молодежь, приносившая на конкурс свою хорошую птицу, засуживалась на конкурсах, что вызывало глубокое разочарование, отталкивающее способных людей заниматься канареечной охотой.
«…А этого отсуди, как положено!», - эту фразу я слышал собственными ушами из уст когда-то главного судьи-диктатора. И толковая молодёжь уходила в клан цветной и декоративной птицы или бросало это занятие вообще. Да и не только молодёжь. Некоторые опытнейшие маститые канароводы из-за несогласия проводимой «политики» перешли к цветной птице, а некоторые ушли в «затворничество.» Такая эгоцентристская «политика» привела к «старению» контингента канареечных охотников, как в столице, так и в регионах и теперь слышен плач: молодежь не хочет заниматься певчей канарейкой! А как она будет заниматься, если как говорят в народе, её «отвадили» от этого процесса.


2. О московском ходе, сверхзадаче, повторе.
Давайте посмотрим что же поет наша русская певчая канарейка на примере традиционного московского хода, являющимся доминирующим и подавляющим все другие хода, также имеющие право на существование.
Купил недавно диск с песней для обучения у одного известного ярославского канаровода, адепта московского хода, специально для анализа. Вот колена этой фонограммы:
1. Тройник (в нём четыре нитки),
2. Кулик(двойной из двух колен, исполняемый один раз),
3. Россыпь серебристая,
4. Россыпь обыкновенная,
5. Овсянка обыкновенная,
6. Овсянка подъёмная,
7. Синица обыкновенная,
8. Синица весенняя,
9. Синица куликовая,
10. Кулик,
11. Бубенец,(кстати, правильное название – БУБЕНЦЫ)
12 .Цон-Цон,
13. Динь-дон(правильное название – ДИИН-ДООН, без мягкого знака),
9 – 13 – повтор.
Чтобы разобрать «по косточкам» это произведение, нам необходимо (от этого мы никуда не денемся) немного «ликбеза».
Существует в искусстве такой термин, называемый СВЕРХЗАДАЧА, очень удачно введённый К.С. Станиславским.
Сверхзадача - это главная идейная задача, цель, ради которой создаётся любое произведение искусства будь то пьеса, спектакль, кинофильм, песня, стихотворение, пародия, фотография и т.д. Возьмите любое произведение искусства и, рассмотрев его, вы ясно поймете, как красной нитью проходит СВЕРХЗАДАЧА в том или ином произведении. Образно выражаясь – это та главная идея, «изюминка», сладость, которую хочет показать автор.
При беседе с канароводами московского клуба любителей канареек (МКЛК) я спросил, что в московском ходе является сверхзадачей, и был тут же не понят. Объяснив, что сверхзадачей в канареечной песне должны быть главные основные колена, гармонично со смыслом связанные между собой, которые являются кульминационными, раскрывающими смысл этой песни, одни мне стали почему-то называть «тройник», автор диска назвал «синицы» - это его любимые колена, но никто не назвал сверхзадачей россыпи и овсянки!
А ведь наша русская певчая канарейка испокон веков считалась канарейкой ОВСЯНОЧНОГО НАПЕВА и ещё до революции «работала» на россыпях и овсянках, колокольчиках и бубенцах! И синичние колена не являлись основными, а второстепенными, переходными для более гармоничной связи между трелевыми коленами.
Теперь смотрим на всю песню: тройник, кулик, россыпь серебристая, россыпь обыкновенная, овсянка обыкновеная , овсянка подъёмная, синица обыкновенная, синица весенняя, синица куликовая, кулик, бубенцы, цон-цон, динь-дон, + пошёл сразу повтор: синица куликовая, кулик, бубенцы, цон-цон, дин-дон.
Здесь синица во всей песне фигирирует четыре раза, а овсянка – только два (овсянка обыкновеная , овсянка подъёмная), т.е. синиц пропевается в два раза больше, чем овсянок!
Это есть типичный московский ход, могущий быть с различными вариациями вставных ударных синичных колен, нужных лишь для зарабатывания очков, но не для красоты песни и наслаждения этим произведением искусства нашего любимого певца. Причём, эти колена являются примитивными по сравнению с нежными россыпями и овсянками, колокольчиками и бубенцами и их раскатами.
Невооруженным глазом видно, что количество синичных колен (четыре) преобладает над овсяночными коленами (два), и сверхзадача этого хода, главная составляющая его - блок синичных колен! Из этого следует, что правильно называть московский ход надо СИНИЧНЫМ, но никак не овсяночным!
Для птицы при обучении проще взять эти легкоберущиеся ударные колена, чем сложные трелевые колокольчиковые, бубенцовые, россыпные и овсяночные, требующие для пропевания много воздуха и хороший тренированный голосовой аппарат (сиринкс). Очень печально, что «синицы» доминируют над «овсянками» и являются подавляющими.
Что это даёт? Это даёт очки, баллы, медали, и чем больше колен, тем будет выше продажная цена. А где красота, гармония? Одним словом, пародия на лошадиные бега, но никак не красота и гармония, т.к. набор ударных колен, следующих одно за другим, приводит к увеличению темпа, скорости песни, в результате чего стали вытесняться из «обоймы» и теряться нежные россыпи и овсянки, колокольчики и бубенцы. И чемпионом становился тот, кто вставил в фонограмму как можно большее количество колен, подобно Стаханову в «совковые» времена на угольной шахте и выдал «на гора» больше всех угля, не заботясь о качестве, обертонах и не имея никакого понятия о законах гармонии. Вот такими «совковыми» критериями до сих пор оценивается песня на конкурсе. «Главные жрецы» «канареечной власти» МКЛК сделали эту шкалу под себя, под свою культивируемую «высокотональную птицу», преследуя свои чисто коммерческие интересы, наплевав на законы гармонии и красоты.
Но не только это… При составлении фонограммы на магнитофоне, индикатор чувствительности, состоящий из зелёной и красной шкалы, регулируемый вручную и настраиваемый на индивидуальный слух, при «недоборе» на нейтральную границу, где находилось лучшее качество – имел качественный, но очень тихий звук, а при попадании стрелки индикатора на красную зону, частота записываемого звука перемещалась в более высокий спектр частот , благодаря чему ухудшалось качество и «ползла» вверх частота при обучении. При прокручивании такой фонограммы ученику, птица брала её уже не с изначальной, а с увеличенной частотой. В результате этого пение россыпей и овсянок поползло в высокий регистр и стали срезаться нежные обертоны, раскрывающие всю прелесть и красоту канареечного вокала.
Далее, задаю вопрос: «Зачем прилеплен повтор?» Слышу ответ: «Красиво!» или «Так положено!». Да кем положено? Да что красиво-то?
Возьмите эстрадного или оперного певца и представьте, что он споёт песню от начало до конца, а затем вернётся к середине и опять споёт вторую половину. И что вы о нём подумаете? Есть ли это красиво? Или режиссёр снимет фильм, покажет его полностью, а затем будет прилеплен повтор, начиная с середины фильма и показан снова. Что вы про него скажите? Это бессмыслица, и едва ли будете смотреть, покинув зал кинотеатра или театра, если это спектакль. Повтор у кенаря не влияет на общее количество баллов при оценке песни на конкурсе и не привносит гармонию в песню, а рвёт её на кусок, нарушая всю целостность произведения, и перегружает певца, излишне напрягая голосовой аппарат!
В традиционном сложившемся классическом представлении окончание песни или «зады» выглядят так: ЦОН-ЦОН-ЦОН-ЦОН-ЦОН---ДИИН-ДООН! Всё. Конец песни. Здесь птица должна за-мол-чать. Никакого повтора! Колено ДИИН-ДООН, напоминает протяжное окончание боя колоколов на двух тонах, или же команды горниста «отбоя ко сну»; у солдат ООТ-БООЙ, а кенарь отбивает конец песни: ДИИН-ДООН, говоря всем, что закончил своё вокальное произведение.
Вот где раскрывается красота связки колен ЦООН - ЦООН – ДИИН – ДООН, и причём «зада» будут более нежные, если ДИИН-ДООН исполняется не ударом, а ближе к флейтовому звучанию. На то они и «зада!» Вот где проявляется целостность и законченность музыкального произведения нашего певца. А следующий за дин-доном повтор из пакета синичных колен – смазывает, гасит эту красивую, сложную для воспроизведения, отшлифованную десятилетиями связку, сводит её на нет, и ДИИН-ДООН меркнет, а повтор перегружает певца, особенно при обучении молодого кенаря, загруженного большим количеством колен. Поэтому он «переда» берет, а «зада» – нет. Или наоборот – «зада» берёт, а «переда» не может взять от перегруза. А птиц, взявших полную с задами песню за последние несколько десятков лет едва ли можно пересчитать по пальцам. Но это не главная причина, главная причина в частотах, о которых речь пойдет ниже.
Откуда взялся повтор и кто его придумал?
Очевидно, что корни повтора тянутся в давние времена, когда не было магнитофона, а за ним компьютера и птицу обучали живым учителем когда птица повторяла наилучшую связку россыпей и овсянок в сочетании с одной большой синицей «Ци-пу, Ци-пу»(исполняемой с флейтовым оттенком) 2-3 раза, играла на этой связке логично и гармонично переплетённых «овсяночно-бубенцово-колокольчиковых», гармонично связанных этой «синицей» колен, а затем переходила на зада. И это была «сверхзадача»!
Но при появлении магнитофона, хитрый составитель-специалист по склеиванию ленты на магнитофоне, погнавшийся за очками и «рекордами», «золотом», неудачно «спародировал» «сверхзадачу» простым повтором второй половины песни. И этот стереотип мышления о повторе крепко «вбит палкой» в мозги последующих поколений наших канароводов-консерваторов, не хотящих избавиться от этого, глубоко сидящего комплекса и по сей день.
А окончательно «узаконил» «повтор» в своей книге «Канарейка» Басихес, вбивший во многие поколения этот стереотип мышления о повторе. (изд. 3-е, Минск «УРАДЖАЙ» 1986 г. стр. 24 строка 9).


3. О гармонии. Теперь несколько слов о ГАРМОНИИ. Открыв словарь, можно увидеть, что гармония - это выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия - аккорд. Учение о гармонии - один из главных разделов теории музыки. Одним словом, приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков, объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
Но вернемся к началу, к запевке. Рассмотрим запевку «тройник – кулик». С точки зрения гармонии, тройник хорощо сочетается с куликом. Но тройник хорош тогда, когда пропеваются именно три нитки. Некоторые канароводы делают тройник из 4-5 ниток. Это перебор. В 4-5 нитках этих посвистов нет гармонии, господа, как бы вы не пыжились быть «впереди планеты всей» заработать больше баллов. Самое красивое сочетание будет тройника с 4-мя коленами одинарного кулика (согласно правилу ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ, но речь о коэффициенте золотого сечения пойдет позднее) . Но не двойного кулика, пропеваемого один раз на разных тонах! Далее поймёте, почему. После кулика следует россыпь (не важно на данный момент какая), затем другая россыпь или овсянка. И вот он, первый камень преткновения! Связка «тройник+кулик» (т.е. запевка) не имеет гармоничного перехода на россыпи с овсянками! Ранее некоторые канароводы старались здесь вставить короткую «россыпушку», называя её «выход» (выход на россыпи и овсянки). Здесь получается, если следовать законам гармонии, несрастание запевки, состоящей из посвисто - флейтового тура и трелевых россыпных и овсяночных колен. Вот как раз в этом месте по законам гармонии хорошо впишется одно очень известное колено, в московской шкале которое причисляется к «прочим». Какое – догадайтесь сами и попробуйте вставить в фонограмму и внимательно послушать, тогда поймёте о чём я говорю. Какое колено, я пока не буду говорить, всему своё время. Далее идут россыпи и овсянки, которые в этом ходе не являются сверхзадачей, как бы нам этого не хотелось, а служат промежуточным туром между запевкой и блоком синичных колен. Сверхзадача этого хода говорит сама за себя, здесь доминируют синицы. Это типично синичный ход. И любые продаваемые «для обучения» диски с «московским ходом» с различными вариациями « синичных колен», одна краше другой и их производными, предлагаемые для обучения, не являются песней канарейки овсяночного напева. Это канарейка «синичного» напева, господа, но никак не овсяночного! А хорошие россыпи, овсянки, бубенцовые раскаты и нежные колокольчики, которые были по душе нашим прадедам, к сожалению, ушли в забвение и стали теряться.
Далее, кулик и бубенцы гармонируют с «задами», предвещая их появление в классическом понимании.
И всё же, повторюсь, (делаю «повтор», как в «синичном» ходе) чтобы сказать до конца более подробно. Когда настала «эра магнитофона», началось повальное увлечение склеиванием ленты из кусочков множества колен, и чем больше, тем лучше, чтобы заработать как можно большее количество баллов. И причем, стали вставлять не трелевые и флейтовые благозвучные колена, а ударные – производные от синиц, легко берущиеся даже посредственной, а не лучшей птицей! Ибо легче склеить ударные колена чем трелевые и «связать» их между собой на плёнке.
Постепенно пошёл процесс вытеснения лучших россыпей и овсянок ударными синичными коленами, перечислять которые не имеет смысла, все их прекрасно наслышаны. И теперь на современном конкурсе судья должен заявлять, что если в песне нет овсянки (или колена, её напоминающее), то канарейка не является овсяночного напева и с конкурса снимается. КОЛЕНО, ЕЁ НАПОМИНАЮЩЕЕ!!! Какой дикий ужас в этих словах! Это говорит о том, что овсянка УБИТА! Так добейте её, господа, добейте и слушайте одних синиц!
Рассуждаем дальше. Посмотрите, какая птица занимает на конкурсах первые места и берёт золото. Что поёт эта птица и как поёт? Эта птица поёт немыслимое количество колен СКОРОГОВОРКОЙ, в быстром темпе, порой за 1 секунду пропевается колено, лишь бы их было больше в единицу времени, а точнее вписаться в эти 40 секунд, ограниченных возможностью памяти птицы. А где гармония, где красота, задевающие тонкие струны души? Песня превращена в своеобразный бессмысленный совковый марафон, «социалистическое соревнование» времён «развитого социализма» и «пятилетку за 3 года», обещавших нам светлое будущее, но это «светлое будущее» также зашло в тупик, как и «синичная» песня, порождённая этой системой. И этот марафон до сих пор поддерживаемый «старым канареечным правительством» никак не может остановиться до сих пор! Но в стране «перестройка» началась в середине 90-х, а канареечный ход живет ещё во «временах застоя» на пути к «светлому будущему», которое никогда не наступит при таком раскладе и отношении.
Заводчики чемпионов, безусловно являющиеся творческими, талантливыми личностями, просто стали заложниками этой системы. Соответственно, если бы «канареечное правительство» было «овсяночное», мы бы наслаждались великолепными разнообразными нежными россыпями и овсянками, колокольчиками и трёхтональными бубенцовыми раскатами, имеющими богатейший гармоничный арсенал из этих же талантливых рук!
Я эти вещи говорю не для того чтобы всё достигнутое сломать, а для того, чтобы рядом с этим строить новое, основанное на законах Небесной Гармонии. Хватит ломать. Времена антихриста проходят, когда ломали храмы на Руси Святой!
И ещё один момент. В былые старые добрые времена когда канарейку обучали живой дикой птицей, ученику была предоставлена свобода творчества, и кенарь сам мог строить свою песню, свой ход, переставляя колена как ему было удобнее сделать переход от одного к другому, оптимально в сочетании с дыханием перестраивая голосовые связки сиринкса, оптимально приспосабливаясь к изменению частоты. И это закреплялось от живого учителя в последующих поколениях. Но времена менялись… Канареечный ход «развивался» вместе с «развитым социализмом» в отдельно взятой стране со всеми его законами «соцсоревнования» и лозунгами «пятилетку за три года» делавшуюся преступными гигантскими приписками, приведшими экономику страны в упадок, а русскую певчую канарейку в тупик, в «никуда».
А правильнее всего строить канареечный ход надо с использованием правила ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ. Этого ещё никто не делал в нашем канароводстве. Вот где огромное поле деятельности для творчества и самовыражения авторов в тандеме с гламурной певуньей с Канарских островов! И если пойдет эволюция нашей певчей канарейки по этому пути – от этого выиграют все. Как технически это осуществить – пока говорить не буду. Время не пришло. Это тема отдельного разговора для которой надо «созреть» всем нам и мне тоже в том числе.
Правило ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ ввёл ещё в древности великий Пифагор. И то, есть информация, что он мог «подсмотреть» её у древних египтян. Однако, почему в Эпоху Возрождения произошёл резкий гармоничный скачок в области искусства, живописи, архитектуры?
Потому что древние зодчие стали использовать Правило ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ в своих творениях. Если хотите, приведу банальный пример на современный лад.
Почему женщины надевают туфли на шпильках с длинным каблуком? А чтобы были «ноги от ушей». А для чего? А для того, чтобы приблизиться к коэффициенту золотого сечения, при соотношении длин двух отрезков: один отрезок от макушки до пупка, а второй – от пупка до земли. Надевая длинные шпильки, она приближаются к этому самому ЗОЛОТОМУ СЕЧЕНИЮ и выглядит более стройной, чем с короткими ногами.


4. О частотах, на которых поёт наша канарейка и обертонах. Теперь уместно поговорить о частотах, на которых поют наши певчие канарейки. В соответствии с частотой, звуковые волны принято разделять на следующие диапазоны:
инфразвук - до 16 Гц
слышимый звук - 16 Гц - 20000 Гц
ультразвук - 20 Кгц - 1000 МГц
Частоту колебаний оценивают единицей, носящей название Герц (сокращенно пишут Гц): 1 Гц - это одно колебание в секунду.
Более крупные единицы частоты - килогерц (пишут кГц), равный 1000 Гц и мегагерц (пишут МГц), равный 1000 кГц или 1000000 Гц
По частоте колебаний звучащего тела можно судить о тоне или высоте звука. Чем больше частота, тем выше тон звука, и наоборот, чем меньше частота, тем ниже тон звука. Наше ухо способно реагировать на сравнительно небольшую полосу (участок) частот звуковых колебаний - примерно от 16 Гц до 20 кГц. Колебания частотой до 20 Гц, называемые инфразвуковыми, и свыше 20 кГц, называемые ультразвуковыми, мы не слышим.
Нельзя путать частоту с амплитудой. Амплитуда звуковой волны - это воспринимаемая громкость звука. Для большего приближения к тому, что мы слышим, искусственным путем была выведена синтетическая единица измерения, которую назвали децибелом (дБ).
Для более глубокого понимания песни нашей певчей канарейки, очень важно обратить внимание на обертоны. Что это за зверь, обратимся к словарю.
Обертоны — так называются высшие гармонические тоны, сопровождающие основной тон и обусловливающие собой оттенок или тембр звука. Оберто́ны (нем. Oberton — «верхний тон») в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов «лежит» выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.
Обертоны нашей певуньи хорошо видны в программе Adobe Audition на спектрограмме в цветном изображении и располагаются они выше основных частот.
Даже не слушая певцов, по спектрограмме можно понять, у кого из них наилучшие тембровые характеристики при визуальном сравнении.
Простыми словами, обертоны – это частоты, расположенные выше основного тона, придающие своеобразную тембровую «бархатистую» ласкающую слух окраску.
Каждый кенарь поет одни и те же колена по-своему, со своими неповторимыми обертонами. И нет двух одинаково поющих кенарей одну и ту же песню одного и того же хода, как нет двух одинаковых людей, говорящих одним и тем же тембром голоса. Так и у канареек, у каждой свои обертоны, как у нас у каждого свои отпечатки пальцев для сравнения. Также и у других видов птиц, причем у всех, не только канареек.
Для более глубокого понимания, проанализировав в Adobe Audition различные хода, взятые из записей пения на дисках конкурсов последних лет, по частоте исполнения россыпей и овсянок, можно выделить 3 группы наших отечественных канареек УСЛОВНО(!):
1. Поющие в высоком регистре: свыше 5000 Гц;
2. Поющие в среднем регистре: 3500 – 5000 Гц;
3. Поющие в низком регистре: 2000 – 3500 Гц.
Если кому не нравится слово «регистр», можете изменить его на слово «диапазон», или другое приемлемое слово, понятное для всех. Об этом говорил ещё И.Е. Басихес в своей книге «Канарейка». Только он подразделял всю птицу на две группы: 1 - поющую в низком и среднем регистре, и 2 – поющую в высоком регистре. Но в те далёкие времена не было компьютера и программ звуковых редакторов.
Поэтому условно разделим нашу канарейку на три группы.
Пение 1 группы птиц, поющих на высоких частотах, если у них нет нежной мягкости в тембре пропевания овсянок и россыпей, что является большой редкостью для этого диапазона, производят из-за высокой частоты неблагоприятное впечатление – «режет ухо», особенно подъёмная овсянка или игра овсянок.
Такую птицу люди с хорошим тонким музыкальным слухом не могут долго слушать и не станут держать.
Пение 2 группы является более благоприятной по восприятию на слух по сравнению с 1 группой и такая птица пользуется большей популярностью чем 1 группа.
Пение 3 группы поющей в более низком частотном диапазоне является самой красивой и благоприятной, обладает нежными тембровыми харектеристиками, обертоны которых имеют бОльшую насыщенность по цветовому фону чем предыдущие две группы.
Песню нашей канарейки также можно разделить по ритму (скорости) пропевания на :
1. Быстрый.
2. Средний.
3. Медленный.
Наиболее благоприятной является песня в медленном темпе. Старые опытные канароводы называют её «раскладистой песней», в которой каждое колено пропевается неторопливо, с чувством и расстановкой.
На рисунках представлены спектральные частотные характеристики птиц поющих в высоком, среднем и низком регистрах. Как поёт канарейка извлекая звуки – ни для кого не секрет. Посмотрим опять же в словарь и увидим строение голосового аппарата – сиринкса.
Сиринкс (др.греч.- σῦριγξ - дудка, свирель) — название голосового органа птиц. Расположен в основании трахеи (в области бифуркации). В отличие от млекопитающих, у птиц отсутствуют голосовые связки. Звук издаётся вследствие вибраций тимпанальных мембран (стенок сиринкса) и козелка, вызываемых продуванием воздуха через сиринкс. Специальные мышцы способны изменять натяжение мембран и диаметр просвета бронхов, что приводит к изменению издаваемого звука.
Схема строения сиринкса 1 — последнее свободное хрящевое кольцо трахеи; 2 — тимпанальный орган; 3 — первая группа колец сиринкса; 4 — козелок; 5 — боковая тимпанальная мембрана; 6 — средняя тимпанальная мембрана; 7 — вторая группа колец сиринкса; 8 — бронх; 9 — хрящевые кольца бронха
Сиринкс - очень сложное строение, и чем он сложнее, тем естественно, птица поёт лучше.
Внимательно наблюдая за поющим певцом сразу можно заметить, что поёт кенарь как на вдохе, так и на выдохе. Причем на вдохе клюв открывается больше, а на выдохе – прикрывается (наша русская канарейка).


5. Спектральные частотные характеристики и их краткое описание.
Не дающая покоя любознательность толкнула меня посмотреть, на каких же частотах поют другие породы канареек. С одного сайта я скачал фонограмму чемпионов нашего заокеанского друга, большого знатока канареек, чемпиона США по ватерслайгерам и хорошего человека Майка Симитьяна и мне открылась очень интересная картина: ватерслайгеры поют на сравнительно низких частотах по сравнению с нашими канарейками.
Диапазон частот ватерслайгеров колеблется от 650 Гц (самые низкие колена) До 3200 Гц (самые высокие колена). Обертоны простираются до 4600 Гц и не выше.
Рисунок 1. Пение ватерслайгеров М. Симитьяна (США).
Рисунок 2. Пение канарейки рассматриваемого хода.
Рисунок 3. Пение канарейки 2 группы среднего диапазона частот.
Рисунок 4. Пение канарейки 1 группы высокого диапазона частот.
Рисунок 5. Пение канарейки 3 группы низкого диапазона частот.
Краткое описание спектральной частотной характеристики.
Основная частота пропевания песни лежит в нижней части и имеет более яркую окраску. Это основная базовая, пропеваемая птицей частота, присущая одной и только одной птице, как у нас отпечатки пальцев, нет одинаковых у двух разных людей.
По оси абсцисс (горизонтальная ось) расположено время. По оси ординат (вертикальная ось) расположена рассматриваемая нами частота, измеряемая в Герцах (Гц).
Всё что располагается выше основной частоты, (поднимается вверх по оси ординат) и имеющее более тусклую окраску называется ОБЕРТОНАМИ. Чем красочней, насыщеннее и интенсивней обертоны, тем более нежный и бархатистый будет голос у рассматриваемого певца, т.е. его тембр . Так же здесь может присутствовать запись шума в зале на конкурсе. Но этот шумовой фон легко заметен при молчании птицы и здесь легко отделить «зерна от плевел.»
И вот теперь наступило самое интересное. Обратите внимание и сравните спектральные диаграммы птиц всех трёх регистров между собой. И вы увидите, что самые насыщенные обертоны будут у птицы, поющей в низком регистре! Кроме основной частоты, идущей в самой нижней части, параллельно ей, но выше, идёт ещё одна как бы «песня», отслеживая нижнюю, она даже более яркая, как бы поют две птицы одновременно. Это «работают» две «трубы» сиринкса, диапазон расхождения которых лежит в пределах 2000-3000 Гц. Выше располагаются ещё три «кривых», тускнеющие с увеличением частоты (обертоны).
Вот это и есть эти самые нежные и неповторимые обертоны, характерные для низкотональной канарейки. И насыщенней по обертонам птица мне пока ещё не попадалась.
Затем идут по насыщенности обертоны птицы в среднем регистре.
И, наконец, последнее по обертонам место занимает птица, поющая в первом высоком регистре. Теперь делайте выводы сами, у кого какой музыкальный слух и кто какую птицу предпочитает, всё станет на свои места. Я же никому ничего не навязываю, у каждого право выбора.
Итак:
наиболее благоприятное благозвучное пение, нежный бархатистый тембр имеет птица низкого регистра, о чём говорят спектральные характеристики, с видимыми на них обертонами, которые вы имели честь созерцать.
Ещё раз повторяю для непонятливых. Я ввел понятие трёх регистров УСЛОВНО, чтобы самому лучше разобраться в пении нашей русской певчей канарейки овсяночного напева и не вводить в заблуждение других, тем более об этом говорил ещё Басихес.
Птицы как и люди имеют свой наследственный присущей каждой, коридор частот, обусловленный строением сиринкса.
Птицу, поющую в 1 высоком регистре условно назовём для краткости «пресняков», это будет как бы «фальцет». Птицу, поющую во 2 среднем регистре назовём «козловский». Птицу, поющую в низком регистре назовём «шаляпин». Эти названия я сделал для удобства объяснения и лучшего понимания хода моих мыслей.
Теперь давайте попробуем разобраться, почему птица не берёт то или иное колено и расставим точки над «i».
Некоторые канароводы жалуются, почему птица не берёт тройник. Во-первых, главную роль играет наследственный фактор (но генетику мы сейчас не трогаем). Во-вторых, если вы будете навязывать тройник птице, поющей в низком регистре («шаляпину»), поющему в диапазоне 2000 – 3500 Гц, а тройник лежит в диапазоне 6000 – 8000 Гц, а в некоторых случаях и выше, то естественно она его не возьмёт из-за особенностей строения голосового аппарата, не способного извлекать такую высокую частоту. Это для сравнения, вы баритон «шаляпина» хотите заставить петь фальцетом «преснякова» и сразу догадываетесь, что услышите от него в ответ. На то он и баритон, чтобы петь на своих низких частотах, но никак не на высоких. Строение сиринкса не умеющего воспроизводить высокие частоты естественно не позволит это сделать. Больше шансов взять тройник будет у птицы среднего (2) регистра, но опять же надо вводить тройниковую «кровь», которая передаст по наследству приспособление голосовых связок извлекать эти «тройниковые» звуки. Классическое колено ДИИН-ДООН как правило лежит в «низком регистре» на частоте 1800 - 2300 Гц (ДИИН-ДООН И.А. Никонова).
Если «фанеру» с такой частотой «крутить» птице «высокого регистра», поющей «фальцетом», то она, естественно, не возьмёт этот ДИИН-ДООН в силу того что сиринкс, способный петь с частотой от 5000 Гц и выше не обладает способностью физически воспроизвести такие частоты! Вот оно, великое заблуждение, когда не один десяток лет птице «крутят» это красивое колено, а она не берёт его! Несовпадение диапазона (регистра) голосового аппарата птицы с написанным на диске диапазоном частот, т.е. если вы к примеру будете «крутить» низкотональной птице диск с песней высокотонального регистра, она его не возьмёт, а выдаст только то, что сможет. Приведу пример. У меня есть знакомый голубевод, однажды рассказавший мне, как его родственник, не один десяток лет «крутит» молодняку тройник, а птица его не берёт…
Предлагаемая для обучения фонограмма должна соответствовать диапазону сиринкса ученика. Если такого нет, птица будет делать «колотушку, булькотку, рычок» и др. «глупости» из-за физической невозможности воспроизвести то или иное колено. И если вы скажете, что птица первой группы делала ДИИН-ДООН, не поленитесь посмотреть на какой частоте был сделан этот «динь-дон», я уверен, что это будет пародия на настоящий классический низкочастотный ДИИН-ДООН, типа высокотональные «ди-до» или «си-сю».
Зачастую, начинающий любитель, не разбирающийся во множественных «подводных рифах» современного канароводства, приобретает птицу с неизвестно какой наследственностью в плане вокала в одном месте, а понравившийся диск совершенно в другом, уверенный в том, что его «чудо» самое талантливое, возьмёт «слово в слово» всю песню, уверяемый продавцом такого товара. Но, как правило, наступает пора горького разочарования из-за незнания таких нюансов и на этом заканчивается увлечение русской певчей канарейкой или переход любителя в отряд цветной канарейки или к попугайчикам. Всё дело в наследственности и в диапазонах частот, этих «коридорах» извлечения звука.
Но самое лучшее будет для всех канароводов, это переход на обучение живым учителем, когда будет оцениваться вокал по законам гармонии и красоты, а не набирание очков за множественные синичные колена в погоне за «золотом», не несущие в себе гармонии и музыкального смысла по устаревшей «совковой» шкале, раздираемой внутренними противоречиями, ибо «золото» это – цыганское.


6. Заключение.
Выводов не делаю, т.к. всё не закончил, что хотел сказать. Считаю, что этого пока достаточно. Выводы делайте сами. А по поводу построения канареечного хода со сверхзадачей будем разговаривать позднее. И хотел бы добавить очень важный и полезнейший момент, особенно для начинающих канароводов в начале пути: то что говорит наш гуру Никонов Игорь Анатольевич по генетике – всё РАБОТАЕТ! Сделайте на рабочем столе папку и складывайте туда всю его инфу. Примеры не привожу, будет время – расскажу. Признаюсь откровенно, многое наболевшее пришлось удалить.
В завершение:
- говорил ранее и скажу сейчас, что я выступаю за «многопартийность» канареечных ходов, ибо это разбудит дремлющий потенциал творческого процесса по созданию «хитов» ОВСЯНОЧНОГО НАПЕВА;
- конкурсная шкала должна быть гибкой и учитывать весь диапазон птиц высокого, среднего и низкого регистра, дабы не ущемлять соответствующего любителя; - пора переходить к обучению живым учителем, а у кого есть возможность – дикой птицей, ибо такая песня ласкает слух и радует душу своим вокалом с насыщенными обертонами в отличие от «шарманочного» бессмысленного скороговорного «сухаря», порождённого далёкими совковыми временами бессмысленных рекордов и соцсоревнования.
- сложно ломать старые стереотипы мышления, «вбитые палкой» со времён «развитого социализма в отдельно взятой стране», но придётся, ибо настанут времена, когда придёт новая генерация начинающих канароводов, которые «отделят зерна от плевел» а «мух от котлет».
С уважением, Александр Янковский.


Закончил 26.03.2011 Если будет интересно, возможно продолжение.



Наш телефон: +7-903-225-47-79
e-mail: kenarfond@yandex.ru