В начало Русская канарейка Канароводы Пение

Канареечная лирика... Новости

Словарь Карта сайта Форум



Рубрика: Русская канарейка
В.Ю.Иванов делится опытом канаровода.

О наших русских канарейках. Хочется подчеркнуть, что речь в статье пойдет о пении классической русской канарейки, или, как её называют - конкурсной. Прежде всего, надо четко определиться, что такое конкурсная и не конкурсная канарейка? Мои предложения по этому вопросу следующие: -конкурсная канарейка должна иметь в песне четко обозначенные начало и конец, то есть «тройник» в 4 нитки и «отбой» (ЦООН-ЦОН), которые будут оценены по качеству исполнения; - для конкурсной канарейки обязательное исполнение в песне разнообразных трелей овсянок; - в песне конкурсной канарейки могут быть синичьи, ударные, флейтовые и свирелеподобные колена, а так же колена, похожие по звучанию на игру разнообразных мелких колокольчиков, как открытого, так и закрытого звучания. Очень многие канароводы, по натуре, будучи экспериментаторами, пытаются сделать своих питомцев совершенно другими, пение которых не похоже на пение по общепринятым канонам исполнения песни русской канарейки. Они обучают своих птиц, по-своему, как им нравится. И в результате, на конкурсах в Москве не получают даже МСМ. Конечно, после этого будут обиды и разочарование. Да, бывает очень интересно послушать новые песни, но, по моему мнению, не надо отклоняться от принятых норм ведь они должны быть в пении русской канарейки основополагающими. Существует общепринятая Шкала оценки пения, где прописаны все критерии оценки пения канарейки овсяночного напева, что является признаком породы. С одной стороны, это очень хорошо, что многие канароводы экспериментируют, создавая свою оригинальную песню, которая им нравится, но, с другой стороны, им не надо забывать то, что создали наши предки, и что называется песней русской канарейки овсяночного напева в ее стандарте. Песня конкурсной птицы должна соответствовать общепринятому построению и оцениваться по единой оценочной Шкале. Чем больше песня русской канарейки будет различаться, тем хуже для регистрации нашей породы и тем дальше от её всемирного признания. Пожалуйста, можно создать другие породы, например: Павловская, Новосибирская и т.д., тем более что материал, имеющийся у любителей, уникален. Почему бы нет, в России, таким образом, может быть несколько пород певчих канареек. О методах обучения и затемнении птиц при обучении. Первая сортировка молодых певцов для обучения заключается в отборе только тех птиц, которые часто и активно начинают «ворчать». Отобранные таким образом птицы перемещаются в отдельное помещение, где содержатся в наглухо закрытых ящиках, и где периодически включается фонограмма. В этих глухих ящиках достаточно щелей для доступа воздуха и частичного попадания света, так как они находятся в светлой комнате, что вполне достаточно для нормальной жизнедеятельности птиц. Кроме того, ежедневно ящики с птицами открываются в 17 часов и остаются в таком состоянии до утра, фонограмма при этом выключается. Каждый день учеников обязательно надо прослушивать с тем, чтобы своевременно удалить птиц с резкими и диссонирующими звуками в песне. Временно отбракованные птицы перемещаются в другое отдельное помещение и так же полностью закрываются. Фонограмма для них включается в том же режиме. Ежедневно желательно прослушивать по 30мин каждого певца в отдельности, причем, обязательно в другом помещении. Со временем тех птиц, которые исправляют свою песню, возвращают обратно к первой группе птиц, поющих без искажений. Молодых певцов, которые поют полную песню, но допускают в песне брак, в 4 – 5 месячном возрасте помещают в отдельную комнату, что бы они не могли слышать других птиц. Их полностью открывают, фонограмму при этом не включают. К 8-9 месяцам при таком режиме содержания они, по-своему выстраивая и изменяя, сами могут поставить песню, при этом брак часто пропадает. Позывки старых самок, особенно отсаженных после размножения, молодежь берет в песню очень быстро. Поэтому самки, как молодые, так и взрослые должны находиться отдельно как от обучаемых, так и от взрослых самцов. Приблизительно с 4-х до 5 месяцев, из группы обучаемых птиц, производится вторая сортировка. При этом отбираются менее талантливые, то есть те, которые поют не полную песню, хотя и не имеют брака. Птиц перемещают в отдельное помещение, полностью открывают, фонограмму не включают вообще с тем, что бы дать им возможность свободно распеваться. Через месяц птиц прослушивают, каждого из них в отдельности и тех, кто стал петь полную песню, возвращают обратно, а тех, которые начали делать брак, выбраковывают – это считается «генетическим браком». В дальнейшую селекционную работу их не берут. Оставшимся птицам этой открытой группы дают возможность дальше совершенствовать свое пение в открытом режиме, до набора ими полной песни. Отобранных птиц, имеющих полную или почти полную песню, обязательно плотно закрывают и дают слушать целый день фонограмму в сочетании с периодическим прослушиванием живых учителей, особенно утром и вечером. Акустическая система ставится на табурет перед блоком ящиков на расстоянии 1,5 метра. Третья сортировка и последующая отшлифовка песни молодых кенаров. Этот этап обучения самый нервозный и тяжелый для канаровода. Состоит в следующем. Поющих без брака, но набравших почти полный или полный набор колен с обучающей фонограммы молодых кенаров в ящиках собирают в одном помещении. Закрывают их в течение всего светового дня особенно плотно с использованием покрывала, тем самым лишая молодежь каких-либо попыток петь. Даже наглухо закрытые в ящиках они все равно поют, поэтому приходится еще и укутывать весь блок покрывалом, что бы ученики замолчали при обучении и все равно некоторые пытаются петь. Такой жестокий режим обучения является временным, применяется не для всех, а только для самых одаренных. Надо просто взять за правило, что когда звучит песня, ученики должны молча слушать. Как бы вы тихо не включали фонограмму, птичка будет слышать то, что ей хочется слышать. Далее, при включенной фонограмме слушают и определяют, кто именно пытается даже при таком затемнении петь. Поющих даже в таких условиях кенаров, с целью их успокоения, на некоторое время сажают в мужской носок и подвешивают их на гвоздик, вбитый в его же ящик. Только при абсолютной тишине, можно вносить учителя, если есть такие в наличие, к ученикам, конечно предварительно выключив фонограмму. При пении учителя из блока ящиков, где находиться молодежь не должно исходить никакого звука. Учитель должен петь, конечно, под присмотром заводчика, то есть до тех пор, пока он сохраняет план песни. Как только учитель начинает рвать песню или нарушает план, его убирают и приносят другого, поющего так же под присмотром заводчика. Эту операцию желательно проводить как минимум два раза в день, утром и вечером, в остальное время суток надо крутить фонограмму, конечно возвратив нарушителей из носков в свои клетки. В течение дня, когда играет фонограмма желательно выносить на прослушивание каждого ученика по отдельности, как минимум на 20 минут. За это время они обычно успевают искупаться в купалке и попеть. После 2-3х месяцев обучения в таком режиме, можно приступать к «дрессировке» с последующей отшлифовкой песни у молодняка. При этом общий режим обучения остается прежним, но с добавлением индивидуальных занятий с каждым из учеников. Индивидуальный ящик с птицей открытой стороной ставится от себя и в полной тишине, если птица начинает петь не с запевки, останавливают ее постукиванием палочкой о корпус ящика, добиваясь того, чтобы птица начинала песню с запевки. Это адский труд и если канароводу удалось хоть одной птичке правильно поставить песню, то он естественно будет испытывать удовлетворение от проделанной работы. Как в итоге будет петь птичка, тихо или громко - зависит, прежде всего, от канаровода и во многом, от «кровей», которые в ней присутствуют. Лично я делаю громкость такую, с какой поет учитель, если бы он находился на месте где стоит проигрыватель. Известны также, давно применяющиеся для обучения кенаров, специальные деревянные ящики с матовым стеклом на дверцах, обладающие эффектом усиления звука, которые в своё время назывались акустическими. Эффект от применения таких ящиков связан с тем, что находящаяся в нем птичка при пении, грубо говоря, пугается своего громкого пения, усиливающегося в акустическом ящике, что побуждает ее петь тихо. Существенный минус данного метода состоит в том, что для того, чтобы птичка тихо пела, она постоянно должна находиться в таком ящике почти всю жизнь. Если такая птичка попадает к другим владельцам, то через месяц в новых условиях громкость её пения будет такой, какая свойственна ей при обычных условиях содержания. Да конечно, если канаровод в течение десятилетий будет содержать птиц в условиях акустических ящиков, то при правильных методах селекции такие птицы будут всегда петь тихо, закрепив эту особенность на генетическом уровне. Что такое «перетемнение», это не «темнение», при котором птенцы не поют при обучении, слушая фонограмму или учителя. Здесь дело совершенно в другом. Многие канороводы, закрывая своих птенцов в «бункер», включают фонограмму, ставя ее на повтор, и идут на работу, конечно предварительно покормив и наполнив поилку водой. И так изо дня в день, даже если в бункере хорошая звукоизоляция, двойное стекло и птенцы видят свет - этого недостаточно. Приведу примеры «перетемнения» из моей практики. Начитавшись существующей литературой по канароводству, доверяя авторам, а так же наслушавшись так называемых маститых канароводов, я начал жестоко затемнять птенцов, дабы добиться идеального воспроизведения птицами предложенной фонограммы. Тогда я держал птиц двух разных ходов в разных местах, труд, правда, адский, но я с ним справлялся. Решил я жестокое затемнение попробовать на своем старом ходе, в виде эксперимента, отойдя от своих принципов, прислушиваясь к так называемым маститым канароводам. Эта группа открывалась только во время кормления, и опять жестоко закрывалась круглосуточно. Что в итоге получилось: при контрольном прослушивании птиц этой группы с 7 месяцев, выявился 100% брак в их песне, несмотря на то, что прошлогодние их родные братья на 80% пели полную песню без брака. Делайте выводы. Моя техника воспитания и обучения канареек основана на том, что каждая птичка - индивид и имеет право на свободную импровизацию в ходе обучения пению, конечно, при условии, если это звучит благозвучно, и в песне нет брака. Один и тот же ход, без импровизации может надоесть при всем многообразии исполнения. Один человек предпочитает «джаз» или импровизацию, другому он противен. Что поделать люди разные, и вкусы разные. А теперь как надо правильно воспитывать канареек, чтобы получить «джаз». Во-первых, ежедневно птицы должны, как минимум один раз в день, лучше больше, открываться для индивидуального прослушивания и возможности выкупаться в купалке. Во-вторых, очень полезно их открывать всех вместе, давая им возможность похвастаться друг, перед другом своим мастерством, вот тогда и рождается импровизация - разнообразие в исполнении тех или иных колен. Если задуматься, ведь только это и побуждает нас - канароводов заниматься этим делом из года в год. Обычный человек живет каждым днем, а канаровод, измеряет свои достижения годами. До какого возраста обучать? Это очень индивидуально для каждого кенара. В общем, когда кенар начинает повторять всю фонограмму полностью, его надо срочно изолировать, чтобы он не слышал своих собратьев, закрыть в ящик и индивидуально продолжать его обучение той же фонограммой и тем же проигрывающим устройством. Необходимо включать фонограмму рано утром на 30 минут, до ухода на работу, потом открыть ящик, повесить купалку и пусть поет целый день в открытом состоянии. Вечером, по приходу с работы птицу надо закрыть, включить фонограмму на1-1,5ч, после отключить, открыть и прослушивать, чем больше, тем лучше. Если при прослушивании кенар поет так, как раньше - то все хорошо. В случае если он начинает петь громко и резко, часто «рвать» песню, хлопать крыльями, тогда надо пересмотреть норму и состав корма, днем держать закрытым, режим включения фонограммы тот же, а прослушивать и вешать купалку надо будет только вечером. Продолжать такой режим до тех пор, пока не успокоится. Кенар в таком режиме может содержаться до первой годовалой линьки. Это я рассказал о благоприятном прогнозе при обучении, к сожалению это бывает очень редко. Еще раз повторюсь, к каждому обучаемому кенару надо подходить индивидуально. Конкурсная птица, поющая 14-15 колен, практически всю жизнь вынуждена находиться в темноте, за исключением периода размножения и во время использования ее в качестве учителя. О кормлении обучающейся пению птицы. После отсадки молодняка от самки в пролетку, даю только сухую зерносмесь. Состав такой же, как и при кормлении с самкой: 50% рапс, 20% просо разное, в том числе и чумиза, 20%овсянки, 10% канареечника. Этим составом кормлю обучаемую молодежь до тех пор, пока они не начинают выходить на песню. В пролетке самечики обычно живут до 2-х месяцев. После их рассаживаю по одиночкам и в ящики и вообще не закрываю до вышеописанного срока. Это происходит не у всех сразу, поэтому в этот период произвожу предварительную сортировку. Тех, кто начинает долго и рьяно петь, убираю в другое изолированное от птичьего пения помещение, закрываю наглухо в птичьи ящики и включаю им фонограмму. Открываю в первое время ящики вечером часов в 5-6 и оставляю их открытыми до утра. Состав кормовой смеси в это время меняется, а именно: 80 - 90%рапс, 20% просо и канареечное семя. Рапс желательно предварительно промыть, сливая все всплывшие семена. Оставшиеся после этого тяжелые семена рапса перед добавлением в зерновую смесь необходимо ошпарить крутым кипятком и просушить. Кормить птиц можно одним рапсом или сурепкой и ничего страшного с кенаром не случится, я имею в виду птиц в возрасте старше 4-х месяцев, после птенцовой линьки. И опять же, подходить к выбору того или иного вида корма для птиц нужно по-разному, индивидуально, в зависимости от склонности к ожирению и проявлению половой активности. Многие канароводы, при обучении молодняка отдают предпочтение мягкому корму, моё мнение - твердое зерно надо обязательно давать молодняку. Оно тренирует мышцы, приводящие в движение клюв и, если внимательно посмотреть во время пения на работу клюва, то становится понятным, что имеется в виду. Кроме того, птица, поедающая грубый корм очень редко болеет желудочно-кишечными заболеваниями. Конечно, в клетке постоянно должен находиться не очень мелкий песок и различные минеральные добавки. Другими словами, кормить обучаемую птицу можно любой смесью, главное чтобы она не ярила и не жирела. У меня даже при кормлении одним рапсом птица может ярить, конечно, не вся, но встречаются отдельные экземпляры, даже находясь в полной темноте и на одном рапсе. Поэтому надо стараться содержать и кормить обучаемую птицу, так чтобы не допускать проявлений половой активности и ожирения, иначе вернуть птиц в нормальную кондицию будет очень сложно. Кроме того, в подобном состоянии кенару включать обучающую песню уже не целесообразно потому, что он выберет из фонограммы только то, что хочет и обязательно самостоятельно прибавит какую-нибудь «бяку». В этом случае весь ваш труд может пойти насмарку. Необходимо помнить о периоде, когда происходит мутация голоса у птенцов. В зависимости от того рано или поздно кенар начинает выходить на полную песню, у него все равно будет мутировать (изменяться) голос, в сторону улучшения или ухудшения качества пропевания тех или иных колен. Что делать? Иногда птенец, вышедший на голос и даже поющий полную песню очень нежно, вдруг начинает пропевать некоторые колена грубо, а иногда настолько грубо, что это можно расценить, как брак. В этот период многие канараводы, особенно менее опытные отчаиваются, и бросают обучение. Мутации голоса птиц, при грубом сравнении бывает, как и у человека, в пубертатный период, а вот как она пройдет, и каким станет взрослый голос, зависит от многих факторов. Некоторые канароводы в этот период дают птицам мед, считая, что он смягчит голос, ничего подобного, мед, равно, как и сахар влиять на качество голоса никак не могут, это лишь лакомство для канареек, точно так же как и для детей и ничего более. Идет закономерный процесс полового созревания птенцов. Основной фактор стабильного изменения голоса и певческих способностей птиц в период полового созревания, это генетический набор, как говорят в народе - гены пальцем не сотрешь. Если птенец обучается фонограммой своего отца, деда или прадеда, то процесс мутации его голоса проходит менее болезненно для канаровода. Чаще всего, птичка все равно встанет на свой родовой ход и будет держать его более стабильно по сравнению с птенцами, обучавшимися и даже исполнявшими в до мутационный период песню по «чужеродной» фонограмме. О том, как создать собственную семью или линию канареек. Любые виды породных животных, канарейка не исключение, получены путем линейного разведения. Родоначальником линии может быть самец, а может быть самка. Для создания инбредной семьи, то есть где в размножении участвуют дальние и близкие родственники, необходим препотентный самец или препотентная самка, отвечающие максимально стандарту породы. Что такое препотентный производитель (самка или самец). Это такой экземпляр, который передает в большинстве свои гены потомству. Например, как проверить препотентный кенар или нет. Для этого его паруют с разными самками, разных кровей и в дальнейшем смотрят по потомству, если потомство в большинстве похоже на отца (я имею ввиду исполнение песни, тембр и т.п.), то такой самец препотентен, то есть его гены доминируют над генами самок. Проще, препотентных особей называют, производителями. Для освежения крови, в процессе селекции своей линии, можно покупать сходных по признакам чужих самцов, а вот самки должны быть всегда свои. Исчерпать генетический ресурс за короткое время даже при большом количестве генераций не так просто. Вливать свежую кровь надо только в генетически стабилизированную семью, иначе весь цикл селекционной работы с отбором и подбором приходится вести заново. Исходя из собственного опыта, скажу, что кровь можно подливать приблизительно на 8-й 10-й год. Вливая свежую кровь в не стабилизированную семью, сводится к «О» весь многолетний селекционный труд канаровода. Такую ошибку совершают многие канароводы, в том числе и не новички. Это можно наблюдать, просмотрев конкурсные диски в динамике за несколько лет. Существует множество генетических схем для достижения поставленной цели, но ими надо грамотно пользоваться и кроме этого, надо иметь еще и чутье. Не хотел приводить примеры безграмотного и быстрого достижения цели в СССР, но для наглядности видимо придется. Зааненская и Тадебурская породы молочных коз скрестили в Полтаве с Закарпатской, получив гибридов, которые вместо 2х литров молока в сутки стали давать 4литра. Хотя чистокровные козы вышеперечисленных пород после окота дают до 12 литров в сутки. Мысль этого отступления такова: - для чего надо плодить гибридов, если есть отличный исходный генетический материал, который просто надо улучшать. Для создания собственной линии канареек необходимо в начале приобрести кенара, а лучше двух из одного и того же хозяйства имеющих один и тот же ход песни, который вам нравится, или похож на понравившуюся вам фонограмму, которую в дальнейшем вы хотите привить в своей семье птиц. Самок можно приобрести у того же заводчика, а лучше если есть возможность выбора купить у другого, но обязательно, кенара одного и другого заводчика должны петь песни похожие по тембру. Желательно приобрести минимум 4 самки. В первый год от каждой самки надо получить два выводка, причем первый выводок от одного самца, а второй от другого. Таким образом, мы получаем от 4-х самок 8 выводков, причем 4 выводка от одного самца и 4, от другого. Все полученные молодые самцы рассаживаются в одиночки, и при одинаковых условиях прослушивают ту фонограмму, которой вы хотите обучать. В первый год обучения необходимо определить, от какой пары получаются более талантливые певцы. Вот от этого отца и самок, которые дали лучшее потомство надо оставить для использования в разведении, а остальных купленных птиц из разведения исключить. Всех птенцов самок полученных от купленных самок можно оставить. В дальнейшее разведение надо пустить и самых талантливых молодых самцов, остальных убрать. На второй год разведения. Оставленный самец производитель, назовем его родоначальником, кроет оставленных, проверенных самку, или самок, это будет проверенная прошлым годом паровка, что позволяет ожидать приплод не хуже прошлогоднего. Также надо постараться покрыть родоначальником как можно больше самок, его дочерей, а так же лучших самок-дочерей самца которого из разведения вывели. На второй год получается большой приплод, как самок, так и самцов. Принцип сортировки самцов, я думаю, вам понятен - самые одаренные остаются. Самки сортируются несколько иначе. Оставляем на 3й год только родных сестер самых одаренных молодых самцов 2-го года разведения, а так же самок которые дали этих одаренных певцов. Самок родоначальниц тоже надо убрать, они свое отработали. На 4-й год разведения вы уже имеете достаточное количество генетического материала, на котором можете вести селекцию в своей линии, отбирая лучших, и получая от них лучших особей. Самцы первого года естественно в размножении второго года не участвуют, так как до 2-х летнего возраста они сортируются, и на племя остаются только самые стабильные в песне. А вот на 3-й год их надо использовать в размножении паруя их со своими сводными сестрами, а так же с самками, оставленными на племя. Почему самцов надо паровать на второй год? Потому, что это первая генерация и то, что мы слышим от них в годовалом возрасте не говорит о том, что такая песня останется и после взрослой, годовалой линьки. Самцов в годовалом возрасте можно использовать в размножении, только из состоявшейся за годы селекции генетически стойкой линии. Да и еще все самки, участвующие в создании линии тоже сортируются после проверки полученного от них потомства. О конкурсах пения канареек. Конкурс надо устраивать только для конкурсной птицы, а всех остальных не конкурсных прослушивать и оценивать отдельно, причем конкурсную птицу должен судить один судья, а не судейская бригада. Судейской бригадой из одного опытного судьи и двух-трех стажеров можно будет судить не конкурсную птицу. Конкурсных птиц прослушивать надо в начале конкурса, потому, что если птичка не пройдет по основному критерию, ее можно будет повторно выставить, но уже во внеконкурсной группе. Таким образом, владелец птички имеет возможность выставить ее дважды и не отнимать лишнего времени у судей. Все это мероприятие можно проводить в один день в том же самом зале, и судьям будет легче и те канароводы, которые из года в год привозят на конкурс вполне приличных птиц с оригинальным исполнением, но не конкурсных, наконец, будут уезжать с конкурса с наградами и заслуженной оценкой результатов их труда.



Наш телефон: +7-903-225-47-79
e-mail: kenarfond@yandex.ru