В началоРусская канарейкаКанароводы
ПениеСловарьФорум

Канароводы
Павловский конкурс 11 декбря 2005 года
Фото с конкурса смотрите здесь >>>>

Фото Павлово зимой смотрите здесь >>>>

Фото из павловского музея >>>>

Cкачать видеоклип (5 Мб) >>>>

Павлово – столица русской канарейки.

Людмила Константиновна Бельцева, павловский министр культуры, произнесла эту фразу на открытии 25-го юбилейного конкурса пения канареек. И в этом утверждении нет никакой натяжки или бахвальства. Именно патриархально-провинциальный Павлово-на-Оке сумел сохранить в лучшем виде до наших дней и кузнечные ремесла, и уникальные для всего мира бескровные гусиные поединки, и славящиеся по всей России павловские лимоны, и неповторимую домашнюю певчую птицу – русскую канарейку. К сожалению, уже давно исчезла канареечная охота в Полотняном заводе, втором по значению центре разведения канареек в России. Большие города, такие как Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Саратов, конечно, имеют сильных канареечных охотников. Но Москва, законодательница моды, в том числе, на канареечные песни, во многом подчинила своему столичному мнению и стиль исполнения, и музыкальную форму, и способы оценки пения канареек. А ведь еще в середине прошлого века основатель Московского канареечного клуба Н.А. Веллин, создавая оценочную шкалу, неоднократно приезжал в Павлово и консультировался с известными охотниками Чиненковым, Луковниковым, Щеголевым. При этом Веллин настаивал на том, что в других городах, где сохраняются свои особенности канареечного песенного хода, надо делать собственные оценочные шкалы, чтобы не потерять индивидуальность пения и не подгонять всех под один шаблон.
Павлово стоит на высоком берегу широкой неторопливой Оки. В городе множество деревянных домов, с неповторимыми наличниками на окнах, причудливыми резными коньками, петушками и другими кружевными украшениями. Старинные купеческие кирпичные особняки, в одном из которых находится городской музей, тоже замечательные образцы русской архитектуры. Гуляя по улочкам Павлово, многие из которых сохраняют свой облик уже не одну сотню лет, поневоле задумаешься, как удалось павловчанам сохранить свою замечательную канарейку. Своеобразие и уникальность павловских канареек в том, что способы их разведения и обучения практически не менялись последние 200 лет.
Большинство канареечников разводит птиц на чердаках домов. В просторное помещение запускаются 8-10 самок и 2-3 самца. Дальше – естественный отбор. Когда молодняк становится различимым по полу, молодые самцы рассаживаются по одиночным клеткам и слушают уроки старого самца-учителя. Это общая схема, хотя у каждого отдельного разводчика собственные приемы, методы и хитрости. Тем не менее, в городской квартире повторить эту схему весьма проблематично. В результате такого разведения получается здоровая крепкая птица с устойчивым песенным ходом, передающимся от лучших учителей, отбираемых и по тембру, и по способности к наиболее точной имитации, и по набору колен.
Раньше в Павлово за канарейками приезжали со всего Советского Союза, ездят издалека и сейчас, но после распада СССР возникли проблемы с реализацией птиц. И если 20 лет назад павловских охотников не слишком интересовала быстро меняющаяся мода на новые колена в больших городах, поскольку продаваемость птиц и так была стабильной, то сейчас возникла опасность утраты павловской линии русских канареек.
Оценочная шкала, использующаяся для экспертизы пения на московских, ивановских, киевских и других конкурсах, жестко требует исполнения в начале песни «тройника». А в классическом павловском ходе песня начинается с «россыпи». Павловская птица делает, в том числе, низкотональные россыпи, а в Москве ценятся преимущественно высокотональные. В Павлово снисходительны к «кнорре» - глухой низкой россыпи, типичной для гарцких роллеров, а в Москве это брак. И еще множество разночтений, даже в названиях одинаковых колен. Например, колено «отбой» в Павлове называют «овсянкой», «кулик» в Павлове – «КЛИ-КЛИИ», а не «КУЛИ-КУЛИИ», Павловская весенняя синица – «ТИ-ТИ-Е», а не «ТИ-ТИ-ТА», большая синица – «ЦИ-ПУ, ЦИ-ПУ» и другие, на первый взгляд, небольшие отличия. Казалось бы, ничего страшного в этих различиях нет, но в результате у павловской птицы нет никаких шансов занять высокое место на московском конкурсе. А значит, и цена на птицу будет невысока. Таким образом, некоторые павловчане сделали вывод, что наша птица – анахронизм, никому уже не нужна, и надо «менять кровь», то есть покупать московских чемпионов, получать от них птенцов и учить «московскому» ходу.
Вывод вполне логичный. Но что получится в результате? Русская канарейка, как певчая порода, ценна, в первую очередь, своей способностью быстро схватывать новые колена, трели, звукосочетания и гармонично вплетать их в свою песню. Птицы павловского хода сильны прекрасным тембром и богатейшим набором различных овсянок. Среди павловских канареечных охотников и сейчас есть любители, обучающие своих самцов дикой птицей и достигающие в этом прекрасных результатов. Испортить чистоту павловской крови можно быстро, мы уже такое проходили с красной канарейкой. Кроме того, если же все канареечники России начнут учить своих птиц одинаковому набору колен, подгоняя их для получения высоких баллов под стандарт одной оценочной шкалы, то вместо разнообразной творческой манеры пения русской канарейки, мы получим шарманку. Крути ручку – и слушай «ах, мой милый Августин…», как это произошло у гарцких роллеров. Причем, выведенная на их основе в Бельгии порода ватерслагеров, уже стала гораздо популярнее роллеров во многих странах. В первую очередь, за счет большего разнообразия колен, а во вторую, в результате применения творческих методов в оценке пения.
Пора понять, что наши национальные достижения легко разбазарить в погоне за сиюминутной прибылью, но будет очень трудно, если вообще возможно, восстановить. А в том, что павловская канарейка является нашим национальным музыкальным достоянием, сомневаться не приходится. И сохранять его надо не менее бережно, чем скрипки работы Страдивари, которые и по прошествии сотен лет радуют наш слух непревзойденным звучанием. Что делать и кто виноват – вот извечные вопросы. Судя по уровню проведения павловских конкурсов, администрация города уделяет много внимания канареечным охотникам. Тем не менее, можно больше места предоставить канареечной тематике в городском музее. Неплохо сделать постоянно действующую выставку – продажу птиц, клеток, кормов, за которыми большинство канареечников вынуждено ездить в Москву. Пора бы задуматься о благотворительном попечительском совете, который мог оказывать поддержку старейшим канареечным охотникам, таким как С.И. Угаров, Н.И. Луковникова, вдова В.В. Луковникова, Б.В. Куканов и другим, живущим очень стесненно, но способных многое передать новому поколению канареечных охотников. Вполне реально устраивать выездные выставки-конкурсы и в Нижний Новгород, и в Москву. И обязательно надо снять фильм про павловскую канарейку, в котором во главу угла поставить именно пение лучших птиц, то есть звукорежиссура должна быть на высоте, чего не было, к сожалению, в фильме «Голоса из России», режиссера Е. Еременко.
Фонд поддержки русской канарейки приглашает канареечников Павлово и клуб «Любава» принять участие в выставке и конкурсе, которые пройдут в марте 2006 года в Москве в Биологическом музее им. Тимирязева. Давно пора объединяться всем российским канареечникам и устраивать международные конкурсы певчих пород канареек, как это делается и в Америке, и в Европе. Не сомневаюсь, что у русской канарейки есть все шансы завоевывать призы в номинации «лучшая порода» («бест ин шоу»).
Р. Скибневский, президент Фонда поддержки русской канарейки.


Наш адрес: 105062 г.Москва, а/я 323
e-mail: kenarford@yandex.ru