В началоРусская канарейкаКанароводы
ПениеСловарьФорум



Посвящается 80-летию Н.А. Веллина
Что входит в репертуар русской канарейки?
(Заметки канареечного охотника)


Р.Скибневский

Разведение канареек в качестве домашних певчих птиц насчитывает более 500 лет. За это время создано более 100 пород канареек.

По отличиям одних пород от других можно судить о национальном характере и психологических особенностях людей, трудившихся над выведением породы.

Во Франции предпочитают декоративные породы канареек. У них замечательный перьевой наряд, красивая осанка, элегантные хохолки, "воротнички", "жабо" и другие украшения. Певцы они, как правило, неважные.

В Германии была выведена самая первая певчая порода канареек - гарцкий роллер. Характерная особенность их пения - закрытый клюв. Песня представляет собой весьма приятные для слуха журчащие трели, щелчки и россыпи в низкой тональности. Роллеры или, как их называют в России, дудочные канарейки - первая порода канареек в выведении которой во главу угла были поставлены вокальные данные и их закрепление у потомства.

В России канареек стали разводить во времена Петра 1, то есть три столетия назад. До появления канареек любители птичьего пения держали дома перепелов, жаворонков, соловьев, дроздов, синиц, овсянок и других птиц. Когда в домах птицеловов появилась канарейка, она, будучи прекрасным пересмешником, стала подражать пению наших вокалистов, зачастую улучшая исполняемые колена, благодаря чистому и высокому тембру голоса.

Эта ее способность, вкупе с неприхотливостью содержания (канарейки зерноядные птицы) и легкостью разведения, быстро сделали канарейку не только домашней любимицей, но и музыкальным сопровождением застолий, светских раутов и дворянских собраний. Так, канарейки проникли и в трактиры, и в царские палаты.

Поскольку разные любители отдавали предпочтение различным певчим птицам, канарейки в России исполняли весьма отличающиеся по звучанию песни.

Как ценились курские соловьи, так стали цениться канарейки из Полотняного завода Калужской губернии или "павловские" села Павлово Нижегородской губернии.

У канареек поют самцы. Поющая самка - большая редкость, и такие птицы специалистами отбраковываются. Ведь молодые вокалисты должны "взять" песню учителя, маэстро, а тут мамаша сбивает с толку своими незамысловатыми вокализами.

Качество пения зависит от целого ряда условий.

Во-первых, это наследственность. Если у родителей нет "в крови" генов, отвечающих за нежность тембра или за прекрасную память, или за избирательную способность к подражанию, или за хорошие легкие (этих "или" можно набрать еще с десяток), то и потомство не проявит себя в качестве высококлассных певцов.

Во-вторых, в каких условиях разводчик содержит своих птиц. Выбранное время года для спаривания (канареек можно разводить круглый год), световой режим, количество и качество кормления (наличие витаминов, состав воды, качество фруктов и зелени и т.д.), размеры клеток и вольеров - все эти факторы влияют на рост и развитие будущих вокалистов.

В-третьих, какие птицы-учителя, записи, фонограммы будут использоваться для обучения. Один любитель предпочитает преобладание в песне овсяночных трелей, другой больше любит задорный "бой" синиц, третий все отдаст за нежные посвисты куликов, четвертый гоняется за песней юлы, лесного жаворонка (Lullula arborea), чьи переливчатые трели "юли-юли-юли-велю-велю-велю-юль-юль-юль-лю-лю-лю" канарейка делает не хуже, а то и лучше самой юлы.

В-четвертых, очень многое зависит от настойчивости, усидчивости и терпения обучающего. Чтобы добиться пропевания различных колен в определенной последовательности или, как говорят специалисты, исполнения песни "в плане", никуда не деться от воспитания птицы, то есть, дрессировки. До полутора-двухлетнего возраста самец может изменить песню; вставить что-то новое, выбросить некое трудное колено, поменять порядок исполнения. Только после 3-й полной линьки (смены пера), во время которой птицы, как правило, не поют, но должны регулярно слушать свой урок (!), хороший самец "берет" песню уже на всю жизнь, и может сам быть учителем для молодых.

В-пятых, чем выше предъявляются требования к птице, тем больше требований и к самому обучающему. Не имея музыкального слуха, невозможно учить кого-то музыке.

Хороших учителей стараются не использовать в разведении из опасения, что после спаривания, являющегося для птиц стрессом, самец может перевозбудиться, как говорят канареечники, "заяриться" и испортить песню.

Пение русских канареек стали оценивать на конкурсах еще в 19 веке. Конкурсы протежировались великими князьями, дворянской знатью, купцами, но победителем вполне мог быть простой крестьянин, вырастивший и выучивший отличного певца.

Первые шаги в упорядочивании и формализации пения русской канарейки овсяночного напева, так стала называться наша порода, были сделаны только после 2-й мировой войны в Москве выдающимся отечественным канароводом Н.А. Веллиным. Он разработал шкалу для оценки исполнения различных колен и организовал семинар по подготовке судей. Его первыми учениками стали Н.И. Булыгин, судивший пение канареек не только в Москве, но и на всех республиканских конкурсах бывшего СССР, Н.Н. Зязин, ныне председатель судейской коллегии в Москве, и И.А. Никонов, известный канаровод из подмосковной Электростали, неоднократно публиковавший свои статьи о русской канарейке в журнале "Птицеводство".

Песня русской канарейки не является каким-то устойчивым неизменным набором музыкальных строф. На протяжении веков и десятилетий песня плавно менялась как от вкусов задающих тон канароводов, так и в результате целенаправленного отбора, который всегда вели разводчики.

В позапрошлом и в начале прошлого веков у канароводов были распространены так называемые "лянсье", то есть исполнение кенаром музыкальных отрывков или даже целых мелодий. Так, например, известны были канарейки певшие гимны: "Коль славен" и "Боже Царя Храни", "Славься, славься" и песни: "По улице мостовой", "Под вечер осенью ненастной" и т.д.

В отчете о московском конкурсе 1909г. говорится о канарейках П.А. Савенкова, поющих русским напевом и напоминающих "бывших болховских канареек с россыпями, чайками, синицами, овсянками и куликами". В отчете о конкурсе 1910г. упоминаются птицы С.И. Рябова и Н.Н. Шелядова, у которых особенно хороши "колокольчики" и "россыпи".

Учитывая, что фонограмм пения тех конкурсов, по-видимому не сохранилось, можно только предполагать, что имелось в виду под тем или иным названием колен.

Однако, кое-какие намеки есть. С.Пащенко, например, так говорит об овсянках: "чистая овсянка более других птиц годится в учителя, но выбрать такую весьма трудно. Можно перебрать не одну сотню этих птиц и все-таки не попасть на желаемую. Чистая овсянка должна делать свое колено в 3-4 сильных, похожих на звуки колокольчика удара, без заканчивающей оттяжки".

Думаю, что любой любитель-орнитолог понимает о чем идет речь, если нет, то приобретайте записи диких певчих птиц и случайте овсянку обыкновенную (Emberiza citrinella).

За прошедшие 100 лет любители русских канареек "овсянистого" (как говорили раньше) напева безусловно изменили и, надо предполагать, значительно улучшили песню. Одни колена ушли в небытие, другие появились.

"Овсянки" видоизменились, их стало несколько видов, и они уже совершенно не те, о которых писал С. Пащенко. "Россыпи" - в природе эти звуки наиболее похоже делает или свиристель (Bombycilla garullus), или в замедленном и укороченном виде лучшие представители домашних сверчков стали цениться высокотональные. Колен синиц значительно добавилось. В современном оценочном листе их насчитывается целых семь. В основном, это вокализы большой синицы (Parus major), но есть среди них и искусственные, насвистанные на дудочках, или, как их называли раньше "сопилках". Нечасто, но встречаются колена синиц, объединенных в оценочной шкале графой "Малая". Сюда входят как синицы-московки или черная синица (Parus ater), так и синица-гаичка или пухляк (Parus montanus). Также видоизменились "кулики". Оценочная шкала предпочитает "двойной", то есть исполняемый в двух различных тональностях, например, "ку-ли-и--КУ-ЛИ-И-И". Впрочем, куликов тоже существует великое множество как в природе, так и в виде разных колен в песнях канареек. Так, например "павловский кулик" - в природе такого нет - звучит в передаче буквами как "кли-кли-и-и".

Разведение канареек любителями всегда преследовало цель получить потомство от лучших певцов и тем самым закрепить по наследству наилучшие способности к звукоподражанию и тембровую окраску голоса. Особенно большое значение придается изгнанию из песни неблагозвучных колен и прочих "брачков": "чавканья", "рычков", "упоров".

Однако, внимательные разводчики стали замечать, что способные самцы, "хорошо берущие песню", нет-нет, да и вставят какую-нибудь неприятную для слуха отсебятину. Самцы же "не берущие" неких трудных колен, таких как "запевка", например, могут не иметь в своей простенькой песне никакого брака. Вот не бывает бочки меда без ложки дегтя!

Много лет занимался разведением зеленых канареек и изучением их генетики недавно ушедший от нас Е.Б. Даревский. К сожалению, он не успел завершить свою работу, хотя и опубликовал несколько интересных статей по генетике русской канарейки. Отечественное канароводство очень нуждается в сотрудничестве с генетиками, в составлении генетической карты русской канарейки, в уточнении корелляций между фенотипом и голосовыми возможностями птиц.

Появились новые колена. Во-первых, это "запевка", высокотональные трели, напоминающие стрижиные позывки, исполняемые в самом начале песни. Можно предположить, что это колено произошло от высоких россыпей (известный канаровод Ю.С. Блистанов упоминает россыпь "волосок", которую не каждое ухо могло расслышать). Правда, большинство современных "тройников" (запевка, состоящая из трех трелей - "ниток") не имеют ничего общего с голосом стрижа, а представляют собой просто три высоких свиста в разной тональности.

Возникло колено "динь-дон", видоизмененный "отбой" (размеренные удары молоточком "тон-тон" или "цон-цон"). То есть "динь-дон" - это два звонких удара, из которых первый выше, а второй - ниже и протяжнее. Но это - в идеале, а на практике можно было встретить в старых магнитофонных записях, "динь-дон", звучащий как, "сой-си-сю".

Очень многих колен из оценочной шкалы за последние 7-10 лет уже не исполняется. Напрочь исчезли "тляу-тляу", "пия-пия", большая редкость "серебристая россыпь", много копий сломано в спорах о "подъемной овсянке", а что такое "овсянка-колокольчик" толком не объяснит ни один судья.

Разногласия среди судей - распространенная и привычная до обыденности дискуссия. У всех разный слух, но никто не любит признаваться в глухоте или того хуже - в некомпетентности. Выход один: записать фонограмму всех используемых в оценочной шкале колен. Дабы не объяснять "на пальцах" как какое звучит, а просто включать СД - проигрыватель, то есть создать единый образец названий (но не исполнения!) всех колен, оцениваемых на конкурсах.

Безусловно необходимо специальными призами поощрять владельцев птиц, исполняющих основные колена с особенной выразительностью. Также важно разработать метод стимулирования творческой работы над песней. Графа "прочие" в оценочной шкале не способствует включению в песню интересных новинок.

В заключение привожу характеристики пения канареек из книг позапрошлого века. "Наставление к разведению и содержанию канареек", СПБ, 1856:

"От хорошей канарейки требуется, чтобы пение ее было полное, редко прерываемое, без частого повторения неприятных трелей и одной какой-нибудь ноты, чтобы не часто приходило щелканье и дребезжащие сильные звуки, которые громкостию могут сделаться неприятными…Вообще, пение должно быть живое, приятное, выразительное, округленное…". Несколько более конкретно пишет И.К. Шамов "Наши певчие птицы…" М., 1876:

"Хорошая песня должна быть полна без повторений, трели длинные, нотные, в переливах чтобы не было резких толчков… овсянки - длинны и чисты, удары колокольчика отчетливы… цавканье, отрывистые резкие трели, крик и беспрестанные повторения, нескладица - вот в общих чертах достоинства продающихся в лавках канареек… Желающим иметь хорошую охоту (канареек - Р.С.) осмеливаемся предложить: определить на это соответственную сумму и отнесть к охотникам-специалистам…".

Публикуя современный вариант оценочной шкалы, автор приглашает всех желающих вступить в дискуссию о пении русских канареек присылать свои замечания, добавления и возражения.

Фонд восстановления и поддержки русской канарейки будет благодарен как за любое содействие в пополнении Музея русской канарейки, так и за любую информацию о раритетах.

Ежегодные конкурсы пения канареек в Москве, проводятся в первые выходные декабря, то есть в 2003г. - 6 и 7. Приглашаем всех любителей птичьего пения!

1) С. Пащенко. Канарейка. Ее пение, разведение и уход за нею. Ревель, 1912г.

2) В.М. Гончаров, Голландская канарейка, М., 1914



Наш адрес: 105062 г.Москва, а/я 323
+7-903-225-47-79
e-mail: kenarford@yandex.ru