В началоРусская канарейкаКанароводы
ПениеСловарьФорум

Русская канарейка
Птичье пение, русская канарейка, ее оценка
Звуки, которые мы воспринимаем, занимают второе место по информативности в иерархии человеческих органов чувств (сначала глаз, затем ухо). То, что мы слышим, напрямую влияет на наше самочувствие, настроение, поведение. Птичье пение может вызывать противоположные реакции: раздражать и расслаблять, возбуждать и угнетать, радовать и расстраивать. Причем эти воздействия могут даже не контролироваться сознанием. Вошел в лес - и сразу полегчало. А тот факт, что вокруг появился успокаивающий акустический фон (птичье многоголосье), может и не осознаваться.
В зависимости от типов нервной деятельности человека одно и то же звучание может по разному влиять на людей. Кто-то любит пение соловьев, а кого-то оно раздражает, но привлекает пение славки-черноголовки. Есть почитатели громкого жизнеутверждающего голоса певчего дрозда("Спиридон" Н.Немнонова), , а есть ценители нежной песенки пеночки-веснички.

Индивидуальные особенности слухового аппарата, нервной системы, развитие музыкального слуха, музыкальные предпочтения - все эти особенности влияют на наше восприятие птичьего пения.
Неудивительно, что среди любителей русских канареек, так изумительно имитирующих наших лесных певцов, есть приверженцы различных "ходов", колен, "раскладов" - тех характеристик, которыми определяют пение русской канарейки. Создатель первой оценочной шкалы для конкурсов русских канареек Николай Алексеевич Веллин еще более полувека назад предупреждал, что эта шкала лишь один из возможных вариантов оценивать пение. Что в других местах, где существуют собственные "ходы", другие предпочтения в песне, надо создавать свои, отдельные шкалы-способы формализованного судейства. Тем не менее, поскольку использовать чье-то изобретение проще, чем создавать новое, конкурсы пения канареек, устраиваемые не только в Москве, но и в Киеве, Минске, Ростове, Иваново, Павлово-на-Оке проводятся по одной и той же,пусть уже модернизированной, шкале Н.А. Веллина. Утрачены многие колена, исполнявшиеся в прошлом веке в отсутствие звукозаписывающих устройств. Нет того разнообразия "ходов",которым отличались не только города, но и знаменитые канареечные фамилии-династии. Плохо ли - хорошо ли, но весь бывший СССР "подтягивал" песню своих канареек к оценочной шкале, используемой на московских конкурсах. Конечно, среди любителей были и остаются "староверы", которые свято берегут свою "кровь" и не подгоняют пение своих птиц под одну гребенку. Честь и хвала берегущим старые традиции, но их становится все меньше, и погоды они, к сожалению, уже не делают.

На погоду, то есть на развитие русской канарейки, как уже состоявшейся породы, влияют два основных фактора: коммерческая составляющая, то есть рынок и судейство на конкурсах, которое расставляет оценки, то есть формирует спрос на песню, ее компоненты и манеру исполнения. К судейству всегда были, есть и будут претензии.
Недовольные оценкой пения своего любимца никогда не переведутся. Это естественно и только стимулирует дальнейшее развитие и улучшение песни.
Но есть моменты негативно влияющие на эволюцию русской канарейки и тормозящие процесс вступления России во Всемирную орнитологическую конфедерацию(СОМ).
Главным тормозом является отсутствие всероссийской ассоциации канароводов. Московский клуб любителей канареек пока не способен, к сожалению, обьединить российских канареечных охотников. У москвичей полно своих внутренних проблем, из которых самыми трудноразрешимыми являются вопросы подготовки судей и обьективного судейства на конкурсах.
Отсутствие "прозрачности" в судействе, невозможность представить звуковое приложение к оценочной шкале, является вторым пунктом, мешающим России вступить в мировое сообщество. Среди самих судей существуют разногласия в трактовке оценочной шкалы, а при таком положении вещей трудно требовать обьективности оценок и, тем более, создания звукового аналога шкалы. Хотя, если бы его удалось сделать, уже нетрудно было бы написать программу для компьютера, который оценивал бы пение вместо судейской бригады.

Может быть "рулящим" в судейской коллегии просто не нужна "прозрачность" и обьективность, если "рули власти" будут сразу утрачены? Кто виноват и что делать - главные вопросы нашей жизни в полной мере применимы к клубным разборкам. Хотелось бы узнать мнение всех заинтересованных любителей русской канарейки по данной теме. Вот некоторые предложения по проведению конкурсов.

  1. Проводить не один, а не меньше двух, а то и трех (осенний, зимний и весенний) конкурсов в году, как это было в Москве до революции 1917г.
  2. Делать звукозаписи лучших 10 исполнителей и продавать диски всем желающим.
  3. Сделать несколько внеконкурсных призов: приз симпатий зала, приз за лучший тебр, призы за лучшее исполнение отдельных колен(за лучшую "овсянку", лучшую "россыпь", "отбой").
  4. Использовать микрофоны при прослушивании конкурсантов и сажать судейскую бригаду в отдельную комнату, где не видно птицы, ее номера, а только слышна песня из динамиков.
  5. Снимать для конкурсов приличные залы с хорошей акустикой и удобствами для участников конкурса.
  6. Рассылать приглашения иногородним участникам с указанием программы конкурса, места и времени проведения, стоимости участия.
  7. Организовать встречу, доставку и размещение в гостинице иногородних участников.
  8. Сделать свободный вход на конкурс для детей и инвалидов по примеру московского зоопарка.
  9. Приглашать на конкурсы иностранных любителей, специалистов по другим певчим породам канареек.
  10. Запланировать проведение в Москве ежегодных международных конкурсов певчих пород канареек.

    Отклики, мнения и замечания, изложенные в литературной форме и не содержащие оскорблений и личных нападок предлагаем размещать на форуме.

    Спасибо всем прочитавшим, Р. Скибневский, 22.07.05




Наш телефон:+7-903-225-47-79
e-mail: kenarford@yandex.ru